Метод мозаичного многообразия
-
Методы-компоненты
-
Модель метода
-
Стадии и факторы
-
Рекурсивный цикл
-
Реальность: этажи взаимодействий
-
Возможности применения
1. Методы-компоненты
В основе метода мозаичного многообразия лежит совокупность различных психологических подходов. Среди них можно отметить деятельностный подход, который разрабатывался в отечественной психологии. Единство сознания и деятельности, неразрывность процессов и рассмотрение их в совокупном взаимосвязном многообразии. Кроме того, используются на практике элементы факторных подходов и факторного анализа, когда ситуация рассматривается как результат взаимодействия многих факторов, что позволяет исключить однобокое восприятие задачи.
Трансперсональные подходы вносят возможность рассмотрения как внеличностных идентификаций и переживания трансформационных состояний, так и создания состояния внеличностного наблюдателя.
Интегрально-интегративные компоненты привносят в многообразие факторов структурно-взаимосвязную составляющую на основе различных систем уровней, этажей и возможностей применения и переключения систем-экранов как фильтров.
Мозаичная компонента освобождает от жестких привязок и фиксаций, позволяя интуитивно перемещаться в любом направлении, встраивать в любое место альтернативные методы, а также позволяет производить мета-согласования в режиме рекурсивных потоков.
Специалисты, предпочитающие исследовать проблемы определенным набором методов или расставлять акценты на некоторых аспектах в силу их предположительной значимости, могут осуществлять данные операции в ходе процесса. В этих случаях данная методика будет трансформироваться в максимально близкую для для каких-либо других подходов, не противореча ей, а лишь предоставляя более общее поле представления.
2. Модель метода
Общее мета-поле подхода представляется как реальность, которая формируется и одновременно воспринимается разными участниками-факторами процесса, при этом отображаясь-преломляясь тем или иным образом в каждом из них. Если говорить с точки зрения субъекта-клиента, то методика позволяет работать с рекурсивными циклами положение дел — восприятие - внутренняя переработка - собственные реакции - получение обратной связи. В результате успешного применения методики человек получает
-
гармонизация процессов цикла деятельности
-
осознание индивидуальных особенностей
-
ощущение средовых факторов
-
«видение» со стороны вынесенного наблюдателя
-
трансперсональные и мозаичные виды отождествлений для опыта и трансформаций.
Данный метод основан на предположении, что все аспекты определенной степени конкретизации есть отображения чего-то более масштабного и/или абстрактного. При таком каждом отображении происходит и упорядочивание-конкретизация в эти аспекты в определенных рамках, кроме того происходит преломление-искажение в силу обретения все более конкретных форм.
Действуя таким образом последовательно или выборочно, можно, абстрагируясь от ненужного, выделять необходимые устойчивые циклы для конкретноый задачи. При этом иметь возможность в любой момент, в случае необходимости, обратиться как к более абстрактным формам-источникам данных процессов — элементы интеграции, так и разложить исследуемое в еще более конкретные ситуации и аспекты — элементы дифференциации. Подобного рода включения не разрушают всю схему процесса, а включаются как ситуативные отдельные ответвления-углубления. При этом предоставляя в экспонентной зависимости рост взаимосвязей, информации и возможностей решения задачи.
Кроме этого, данная методика — модульная. Действительно, весь процесс рассматривается как некоторый цикл с возможностью рекурсивной переработки циклов с новыми данными в очередной итерации. Каждый элемент цикла — это модуль, который может реализовываться или выноситься как отдельная терапевтическая практика с иным методом. А затем уже данная ячейка с результатами деятельности интегрируется в общий процесс. Аналогичным образом можно делать включения и подциклы по любой другой методике практически в любом месте, затем встраивая ее в общий поток.
Удобным является возможность даже не согласовывать между собой языки и сами методы, каждый будет реализовывать свой локальный результата, а также оказывать рекурсивное влияние на общий процесс, создавая индивидуальное феноменологическое ощущение клиента, а также вносить вклад в общий конструктивный процесс терапии.
3. Стадии и факторы
Таким образом, становится возможным осуществлять интеграцию-дифференциации методик, где любое такое включение вносит весомый вклад как локально-результативно, так и реализуя принцип малейшее изменение видоизменяет весь процесс и видение в целом.
В работе участвуют 4 фактора:
-
внутреннее многообразие и состояние человека
-
множественное состояние сред
-
состояние наблюдателя (в случае рядом консультанта или других участвующих лиц, или самонаблюдение)
-
фактор трансперальных аспектов
Схема информационнного взаимодействия с реальностью представляется в следующем виде:
-
Допускается некоторое существование реальности (форматы и парадигмы существования определять не обязательно: данная реальность может быть проекцией и в свою очередь обусловлена еще множественными факторами).
-
Происходит конкретизация-преломление реальности в конкретно-исторической перспективе-среде, в которой представлен наш субъект-клиент.
-
Субъектная стадия
3.1 Внутреннее отображение этого многообразия в субъекте, с учетом его индивидуальных особенностей.
3.2 Процесс внутреннего преобразования входных данных
3.3 Изменение внутренних содержаний и подсистем
3.4 Дополнительный вложенный подцикл самонаблюдения и/или внешнего наблюдателя.
3.5 Вывод преобразованного вовне
4. Действие-преобразование реальности в конкретно-исторической перспективе-среде, где представлен субъект-клиен
5. Стадия изменения реальности и обратная связь.
6. Переход в пункт (2) при новых условиях.
4. Рекурсивный цикл
В рекурсивно-циклическом процессе (в более сложном варианте) возможны переходы не строго последовательные переходы между стадиями — вольное странствие по потоку. В этом случае клиент либо сам умеет возвращаться в нужную ему «точку» в случае необходимости, либо консультант выводит его в эту позицию, но уже в изменившихся условиях и полученном опыте.
Сама общая схема процесса может быть не реализована за один раз, а в каком-то виде задокументирована/сохранена, к примеру, в виде ментальных карт, где будут указаны стадии и подстадии переходов, а так же происходящие изменения. Подобная карта может быть заполнена не только консультантом, но и другими участниками-наблюдателями, а также клиентом после очередного процесса прохождения по ней. Переживая в сжатом виде все эти прохождения, он выступает одновременно и наблюдателем процесса, и участником.
При комплексной и детальной терапии в карте отдельно фиксируются подциклы-модули, процесс и результат, где были использованы встроенные методы других видов терапии и даже других консультантов.
При новом обращении к проблеме, восстановление процесса и погружение в него участниками может производиться по этой карте. Предварительно и перед начало основного процесса можно внести текущие изменения в шаг ноль очередной итерации, так как два раза в одну воду войти невозможно.
Каждый шаг в общей схеме может быть рассмотрен с точки зрения множественности, а переходы как преобразования из одной множественности в другую при наличии многочисленных в фоне и на иных этапах. За основу классификации множественности можно взять одну из уровнево-стадийных подходов. К примеру, базирующуюся на уровнях психического отражения реальности Леонтьева, мозаичная классификация имеет очень много общего и фундаментом подход Леонтьева, но расширяет некоторые категории.
Итак, мозаичная модель представляет из себя набор кластеров или уровней отображения. К примеру, кратко рассмотрим, как может отображаться в субъекте представление о реальности (пропускаем множественные стадии, описанные выше, а сразу показываем простое одношаговое отображение).
Стоит заметить, что человеку реагирует на разные аспекты реальности и выборочно, и комплексно, то есть это значит, что нельзя говорить, будето конкретному человеку свойственно только определенный тип отображения. Можно говорить о том, что есть предпочитаемые и наиболее используемые в определенных условиях, виды отображения, а некоторым, возможно, человек мало обучен.
5. Реальность: этажи взаимодействий
Будем говорить об этажах психического отображения, где каждому из них соответствует отдельный метод отображения. При этом на каждом этаже будет размещена ось 1 —> много -> бесконечность. Положение на этой оси будет уточнять механизм отображения в рамках конкретного этажа. На практике это будет означать, что если реальность отображается некоторым образом в какой-то вид конструктов, то для начало оси соответствует наличию в психике 1 вида подобных конструктов. И отображение происходит в него, а по мере движения к направлению «много», будет увеличиваться многообразие отображений в схожие, но все же другие конструкты. Положение «много» говорит о том, что человек может многообразно отображать реальность в подобные виды конструктов, их у него много, он видит мир через такие «очки» многообразно. Перемещение в сторону «бесконечность» будет свидетельствовать о том, что данных конструктов не только много, но они и слегка видоизменяются, становятся не такими однородными.
Будем так же использовать геометрические образования для наглядности представления и различия видов конструктов. Можно говорить о том, что некоторое многообразие реальности отображается в некоторую геометрическую фигуру или математическую фигуру с данными.
1ый этаж: точечные структуры и отдельные элементы.
В этом случае все воспринимаемое многообразие реальности человеком отображаются либо в отдельный объект-точку, либо во много аналогичных образований. Во втором случае мы можем говорить об операциях схожести и группировки таких объектов.
В начале оси — одно — человек воспринимает неразделимое и недифференцируемое нечто в виде объекта или единичного ощущения, на которое может реагировать. Никакие более сложные дифференциации тут недоступны.
Постепенно человек начинает отображать реальность все более многообразно, замечая, что возможен не только один объект и такие объекты, но и другие подобные, их может быть много. Появляется многообразие объектов.
В режиме «бесконечность» происходят мутации, когда некоторые объекты являются сложносоставными из нескольких. Но в общем случае все равно можно говорить о том, что реальность отображается в точечные конструкты.
2ой этаж: структуры рядов или последовательностей.
На этом этаже реальность человеком отображается в последовательные и линейные образования, которые объединены некоторой взаимосвязью, включая временную последовательность.
В начале оси — одно — человек воспринимает и удерживает в поле внимания все как некоторую единичную взаимосвязь — ряд. Все отдельные объекты либо попадают в данную группировку ряда, либо исключаются и пропадают из видимости.
В дальнейшем — много — человек научается использовать не только один ряд, а включать отображение в несколько рядов одновременно, таким образом, чтобы расширить включенность того, что он может воспринимать. Обычно такие ряды воспринимаются «параллельными» без пересечений.
В режиме «бесконечность» появляются сложносоставные ряды из нескольких, более того, сами ряды могут теперь располагаться относительно друг друга в любом виде, не обязательно параллельно.
3ий этаж: структуры таблиц и поверхностей.
На этом этаже реальность человеком отображается в двухмерные структуры типа таблиц или геометрических поверхностей. В таких образованиях уже видны множественные однозначные соответствия.
В начале оси — одно — человек воспринимает все и пытается вписать в одну карту-таблицу. Мир как карта, по которой проходят различные пути — зигзаги, ломаные линии. Все, что не находит отображения на карте, выпадает из поля зрения как несуществующее.
В дальнейшем — много — человек начинает уметь формировать несколько поверхностей типа карт, когда они располагаются параллельно, более того, между ними теперь можно переключаться, не просто выбирая маршрут, но и каким образом интерпретировать саму «местность».
В режиме «бесконечность» поверхности и таблицы уже могут становиться сложносоставными, пересекаться, а также подвергаться различным другим искажениям.
4ий этаж: структуры пространств и мировоззрений.
На этом этаже реальность человеком отображается в комплексные пространства. Можно говорить не только о взаимосвязях и причинности, но и о парадоксальности построений, когда сам парадокс — это не тупик и проблема, а метод.
В начале оси — одно — человек воспринимает реальность как комплексное, целостное пространство, мировоззренческую систему. Парадоксальные и циклические петли создают новые смыслы в рамках данного мировоззрения. Но мировоззрение по прежнему может не содержать или не давать возможности отобразиться чему-то в себя, тогда для него подобное не существует.
В дальнейшем — много — человек начинает понимать и обучается переключению мировоззрений. Это достаточно сложный процесс, так как множество громоздких систем как мировоззрение требуют ресурсов на поддержание целостностей, их культивирования и перестурктуризации. Но в этом случае такой человек может примерять на себя чужие мировоззрения «как они есть», а не видеть их через свое.
В режиме «бесконечность» пространства становятся и сложносоставными и пересекающимися, а также становятся все более разнородными.
5ый этаж: туннели и ситуативные структуры
На этом этаже реальность человеком отображается в виде структур произвольной формы, но преобразованных под каждый конкретный момент.
В начале оси — одно — человек воспринимает реальность как всплывающее преобразование любого имеющегося в наличии. Предметом отображения выступает не структура, а ситуативное преобразование имеющихся данных. Сама структура на выходе может быть любого вида. Но при этом не нужно хранить множество мировоззрений и поддерживать их в рабочем виде.
В дальнейшем — много — человек начинает понимать, что туннельное отображение, выхватывающее некоторые структуры само может быть не единственной возможностью, а зависит от ряда факторов. И увеличивая множественность таких факторов, мы можем получать разнообразие туннельных отображений.
В режиме «бесконеность» происходит резонансное появление множественных туннельных отображений как сложносоставных, так и взаимопересекающихся.
6. Возможности применения
Цель всей методики зависит от акцентов, которые будут выделены в ходе терапии. К примеру, данная методика может быть сведена к согласованию разных сторон ситуации, в которой участвует человек, как в нейрологических уровнях Дилтса НЛП.
С помощью данного подхода возможно работа с различными картами личности, а также принятии человека таким, какой он есть. И применить ее для исследований взаимоотношений между отдельными компонентами жизнедеятельности личности, поиску проблемных точек, нарушениях общего процесса функционирования.
Возможна комплексная интегральная терапия, с проходами по уровням состояний и проявленности их как внутри, так и в средовом компоненте. Осознание и разбор как собственного многообразия, так и чего-то дополнительного, к примеру, другого человека, коллектива или среды. Сравнение, выявление связей, разностей-схожестей, а также методов взаимодействия.
Включенность трансперсональных аспектов позволяет сверхсистемно и спонтанно не только переживать, но и получать опыт и решать разные проблемы, которые даже не были в поле видения. Интуитивные и эмпатические озарения, которые достигаются в процессе потокового творчества, здесь встречаются очень часто.
Аспекты мозаичной проблематики могут позволить не только расширить идентификации клиента, но и превратить его жизнедеятельность и восприятие во взаимодействие постоянно изменяющихся компонентов без единого центра.
В ходе данной методики комплексно используются различные качества людей. Интуиция нужна для предвидения движения и изменений в ходе такого огромного пространства процесса, чтобы сократить количество циклов, итераций, движений в не самых актуальных направлениях. Эмпатия применяется для установки связи клиента и терапевта, а также самовосприятия клиентом самого себя в случае эффекта зеркала со стороны терапевта. В этом случае терапевт может выступать эффективным сталкером-помощником в ходе данного «путешествия». Творческая компонента позволяет буквально создавать свою индивидуальную картину происходящего, отображать и создавать, преобразовывать. Чем больше будет творческой активности, тем больше будет активного, а не только реактивного компонента.
Скачать как