top of page

Мозаичная теория и этажи восприятия

в аспекте профиля личности

 

 

Мозаичная теория позволяет изучать мир как мозаику – совокупность многообразных перспектив и элементов, комбинируя которые в разных сочетаниях, мы как бы переключаем фильтры восприятия и получаем каждый раз особую картинку, которая отображает вместе с остальными элементами многообразие реальности.

 

В мозаичном подходе говорится о слоях-этажах восприятия реальности, где каждому этажу соответствует свой особый спектр методов. По сути это вопросы, которые человек может ставить, решая определенную задачу, образы, которыми он оперирует, и виды операций, которые он может применять.

 

Речь идет о методах, способах восприятия и объяснения реальности, сущностях, которые может ухватить, переработать психика человека во всей ее сложности, уровнях обобщения информации и энергии, которые способно вместить сознание человека без ущерба для корректности его работы.

 

Человек может применять в разных ситуациях тот или иной этаж, что позволяет решать жизненные задачи разной сложности. На каждом этаже один и тот же принцип можно применять для одного и многих элементов (шкала "один"-"много"), кроме того смещать акценты между "доминация"-"распределение".

 

Таким образом 1 этаж содержит 4 зоны-уровня: один-доминация, один-распределение, много-доминация, много-распределение.

 

Каждый нечетный уровень делает акцент на собственной позиции или участии, нечетный уровень — на совместности и соучастии. В парах четный уровень предстает обобщенной версией для нечетного (второй для первого, а четвертый для третьего), 

когда с одной стороны уже возможно говорить о сложносоставном подходе, а с другой стороны к нежесткому отождествлению с данными позициями.

 

Если человек эффективно использует хотя бы один метод слоя-этажа, это позволяет говорить о том, что он может работать на этом этаже. Если он освоил все 4 уровня на этом этаже, то он становится мастером этого этажа.

 

Таким образом можно составить личностный профиль человека, который состоит из успешно освоенных этажей (частично или полностью). Например, заглавными, если этаж полностью освоен, или строчными, если освоен частично A-b-c, b-C-d  a-C. А также профиль из уровней. Например 1-3-6-9, 2-5-11 или 6-7-14. И полный профиль из этажей и уровней вместе: A(1234)-b(6)-c(10), a(34)-

B(5678)-d(13).

 

Получив профиль личности мы можем сказать, как человек решает те или иные жизненные задачи, почему одно получается лучше, а другое, наоборот, дается сложнее.

 

С помощью мозаичной теории мы можем разложить все поле реальности на элементы и изучить методы, которые человек использует в своей психике при анализе этих элементов, объяснить как он действует и почему именно так. Почему у него получается или не получается решить определенную задачу, или почему результат получается именно таким.

 

Мозаичная теория может применяться в психологии, социологии, теории познания, философии и прочих отраслях знания, связанных с изучением методов  человеческого познания и мышления. Применим мозаичную шкалу в области мышления. Рассмотрим подробно этажи и уровни.

 

1-й этаж: отдельные элементы и объекты

В этом случае воспринимаемая человеком реальность сводится к отдельному элементу-объекту, либо ко множеству подобных элементов. Во втором случае мы можем говорить об группировке схожих элементов и операций между ними. 

"Один-доминация": в начале оси человек воспринимает неразделимое и недифференцируемое нечто в виде объекта или 

единичного ощущения, на которое может реагировать и реализовывать с ним операции. Переход к "один-распределение" позволяет новое объединять во все более сложный элемент. 

"Много-доминация":постепенно человек начинает отображать реальность все более многообразно, замечая, что возможен 

не только один объект, а и другие объекты, но и другие подобные, их может быть много. Появляется многообразие элементов. А переход к "много-распределение" позволяет видеть это множество в сложносоставном ключе все более разносторонне.

 

2-й этаж: последовательности и линии

На этом этаже реальность проходит восприятие в виде рядов, последовательностей, которые объединены некоторой взаимосвязью (к примеру, временная последовательность или порядок по любому критерию).

"Один-доминация": в начале оси человек воспринимает и оперирует единой последовательностью — множеством объектов, которые объединены между собой связью. Все отдельные объекты либо попадают в данную группировку ряда, либо исключаются и пропадают из видимости. При переходе к "один-распределение" в эту закономерность встраивается все больше число элементов, и ее принципы организации усложняются.

В дальнейшем — "много -доминация" — человек научается использовать не только один ряд, а несколько последовательностей. Обычно такие последовательности мало пересекаются между собой, а лишь могут быть сравнимы. И при задействовании позиции "много-распределение" становится возможным их взаимодействие сложным образом и появляются сложносоставные ломанные линии.

 

3-й этаж: карты и поверхности

На этом этаже человек объединяет объекты в двухмерные структуры типа таблиц или двухмерных поверхностей, карты описаний. Он начинает видеть общие поля для последовательностей, включая их множественные взаимосвязи.

В начале оси "один-доминация" человек воспринимает все и пытается вписать в одну таблицу и разместить на одной 

поверхности. Мир представляется как карта, по которой проходят различные пути — прямые, зигзаги, ломаные линии. Все, что не находит отображения на карте, выпадает из поля зрения как несуществующее. При переходе к "один-распределение" карта растет и собирает в себе все больше, изменяясь сама по все более сложным правилам.

В дальнейшем — "много -доминация" — человек начинает уметь формировать несколько карт, когда они располагаются отдельно, как в обойме, более того, между ними теперь можно переключаться, не просто выбирая маршрут, но и решая, каким образом интерпретировать саму "местность" и сравнивать эти оценки. И при возможностях "много-распределение" сами  карты взаимодействуют и становятся сложносоставными, открывая возможность создания изощренных фигур и петель. 

            

4-й этаж: мировоззрения и пространства

На этом этаже реальность человеком представляется виде обширных пространств или мировоззрений

Можно говорить не только о взаимосвязях и причинности, но и о противоречивости построений, когда сама эта противоречивость - это не проблема, а метод.

"Один-доминация": в начале оси человек воспринимает реальность как одно комплексное, целостное пространство, 

мировоззренческую систему. Но мировоззрение может не содержать или не давать возможности включения чего-либо в себя, тогда для него подобное не существует. Двигаясь к "одно-распределение" масштабы растут, обрастают все большими нестандартными заимствованными включениями в результате новых вызовов, преобразуясь, но сохраняя скелет. Актуально единство в многообразии.

Когда же задействуется — "много-доминация" — человек обучается переключению множества пространств и мировоззрений. Это достаточно сложный процесс, так как множество громоздких систем требует ресурсов для поддержания целостностей, их культивирования и рестурктуризации. Но в этом случае такой человек может примерять на себя чужие мировоззрения "как они есть", а не только видеть их через свою единственную реальность. Передвигаясь к "много-распределение" растет их количество, они 

взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют и становится возможными гибридизации. Появляются возможности перехода к пронизывающим связкам и преобразованиям пространств. Реализуется принцип многообразие в многообразии.

 

5-й этаж: озарения и туннели

На этом этаже происходит создание структур произвольной формы и мерности, но ситуативных и преобразованных в каждый конкретный момент.  Назовем такую структуру туннелем как образом перехода между пространствами

Если систему или мировоззрение и их наборы можно классифицировать как объемные, громоздкие, комплексные пространства, то данный этаж делает акцент на поддержке как одной системы (так как она будет все проецировать/преломлять только через себя, даже другие крупные системы), которая не допускает существования аналогичных других, так и множества систем, которые независимы. Такие системы взаимодействуют между собой, и каждую из них при этом необходимо пополнять, следить за 

непротиворечивостью и адекватностью новым условиям и взаимодействиям.

Туннель как сквозной метод, связывающий разные пространства, необходимые элементы различных мировоззрений, вычленяет только адекватное такому взаимодействию систем. Этот метод, который увязывает и делает возможным сосуществование не просто всех со всеми, а структурирует по некоторому соответствию шаблона, по задаче, которую, однако, можно сильно расширять по связям. 

Туннель обеспечивает связь между разными мирами через некоторое соответствие, узкий спектр связи.

"Один-доминация": в начале оси человек воспринимает реальность как всплывающее преобразование пространств. 

Предметом отображения при этом выступает именно ситуативное преобразование имеющихся пространств. Сама структура на выходе может быть любого вида. Но при этом не нужно хранить множество мировоззрений и поддерживать их в рабочем виде. По мере накопления опыта и переходе к "одно-распределение" изощренность туннелирования растет, так как оно нуждается в постоянной заимствовании и модернизации для преобразования. Монолитный пронизывающий туннель-метод 

становится сложносоставным и вариативным.

В дальнейшем — "много-доминация" — человек начинает понимать, что туннельное отображение, выхватывающее некоторые структуры, само может быть не единственной возможностью, а будет зависеть от ряда факторов. И увеличивая множественность таких факторов, мы можем получать разнообразие туннелей. Которые буквально высекают искры из любых ситуаций, не разрушая их целиком, но сплавляя необходимым образом. Независимое многостороннее использование туннелирования переводит к "много-распределение", когда таким изменениям подвергаются сами плотно взаимодействующие между собой туннели на неограниченную глубину и вложенность. И становится возможным организовывать собственные зоны реальности.

 

Совсем кратко обозначим еще несколько гипотетических этажей, которые повышают уровень сложности восприятия реальности и на практике используются редко.

 

6-й этаж: зоны источников и обособленностей

7-й этаж: горизонты, черные и белые дыры

8-й этаж: волновые фронты и интерференционные картины

9-й этаж: голографичная проекционность

10-й этаж: мозаичная абстракционность

 

Применяя мозаичную теорию в психологии на практике мы можем ответить на вопросы, почему нам не удается реализовать желаемое, почему все получается именно так, как получается, и как нам, сменив фильтр восприятия, открыть другое видение ситуации, решить мучащую нас проблему, достичь нашей цели.

bottom of page