top of page

Система психологических типов «псикосмология»: перспективы модернизации

             

         

 

             

               В психологии широко используются разнообразные классификации, а в дифференциальной психологии они представляют один из основных инструментов изучения различий - как между людьми, так и между различными процессами. Вопрос поиска удачного основания для классификации широкого спектра явлений всегда был одним из самых актуальных в дифференциальной психологии. Интерес к типологиям может быть обусловлен их возможностью максимально точно, полно и широко делать прогнозы по поводу конкретных людей.

               Человек — это сложное многообразие, «микрокосм», где каждое подмногообразие может иметь свои закономерности и распределения; в общем случае говорится о многообразии систем. Кроме того, все личностные аспекты в целом  нельзя считать полностью независимыми, можно лишь говорить о некоторых группировках устойчивых сочетаний (по типам) [7]. [7]

               На сегодняшний день поле типологических систем взаимодействует с полем систем развития, представленных достаточно широко. Поэтому классификации в психологии можно разделить на «горизонтальные» - формальные типологии -  и «вертикальные» - динамические типологии в развитии. 

               В первом типе классификации строятся на основе устойчивых, неизменных и даже врожденных компонентов, к примеру, физиологически-анатомических свойств. Главным отличием «горизонтальных» от «вертикальных» систем являются малая изменяемость и значимость таких изменений с течением времени. Предполагается, что это изменение, которое происходит в рамках горизонтальной плоскости, к примеру, в пределах уже определенного «типа». В вертикально-динамическом типе классификаций акцент делается на процессе изменений, на трансформации человека и его качеств. Это связано с прохождением возрастных стадий, то есть с развитием (биологическим, психологическим, социальным) человека в целом. Зависимость от времени - главная отличительная черта.

               Каждый из вариантов данных систем — «вертикальный» и «горизонтальный» - успешно работает на своем поле. Масштабных и комплексных попыток объединить эти процессы в единое целое было не так много, поэтому данная область остается перспективной для исследования.  Система «псикосмология» представляет собой модель-классификацию, построенную с помощью научных методов, подтвержденную эмпирически и развиваемую в рамках психологической науки.  Кроме строгой научности подхода, в ней есть и качественные нововведения, к примеру, сочетание рационально-иррационального в рамках «типа человека». В псикосмологии присутствуют 12 типов личности. Данную модель можно отнести к «горизонтальным» типологиям, но в рамках системного подхода также было показано отношение к процессам развития различных типов [4].

               Психологический тип определяется как система индивидуально-личностных особенностей когнитивно-познавательной, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер человека. В силу этих особенностей развитие конкретного человека имеет свою направленность, динамику, продолжительность, форму, целевые установки» [1]. Экспериментально было показано, что ценностно-мотивационная сфера неразрывно связана с когнитивными параметрами личности (восприятие, память, мышление). И почти невозможно сказать, что первично в этой связке. Среди многообразия обеих сфер были найдены стабильные соответствия и соотношения, которые поддаются классификации.

               В псикосмологии считается, что типы врожденны и не меняются, однако при этом принимается тот факт, что, кроме основного типа (способов деятельности), у каждого человека присутствуют и имеют возможность реализовываться все остальные, возможные в системе типы. Они будут менее развиты, но доступны. Одной из актуальных задач является осознание их наличия, получения к ним доступа и развития в обучении. Кроме того, широта использования человеком собственных типологических стратегий связана с учетом восприятия подобных стратегий во взаимодействии с другими людьми по широкому спектру вопросов, задач и решаемых проблем.

               Модель представлена в виде двух осей: рациональное познание (рациональность) и иррациональное познание (иррациональность). У каждой оси два полюса - направленности познания. Направленность – это предрасположенность к распределению „акцентов“ в познании. Два варианта акцентов по каждому способу познания (рациональному или иррациональному): акцент с «Я» и всем, что с ним связано, и с «не-Я», условно - с миром.  Две компоненты и комбинации их значений дают 4 сектора.

               Отношения между рациональным и иррациональным позволяют выделить три группы типов: доминанта рациональной функции, доминанта иррациональной функции и равновесие между рациональной и иррациональными функциями. Отношения равносильности двух этих составляющих не так часто можно было встретить в психологии до этого.  Всего определено 12 типов в 4 секторах.

Рассмотрим перспективы модели «Псикосмология» с учетом ее расширения, видоизменения или переосмысления отдельных компонентов. Стоит учесть также, что предложенные автором статьи изменения могут быть рассмотрены как идеи и проекции определенного типа в системе «Псикосмология».

 

1. Влияние автора системы

Автор системы «Псикосмология» Нагибина Н.Л. в самой системе определяется как тип «F». Это может означать, что на саму идею, основы и аксиомы модели оказали влияние ее типологические и другие особенности. Кратко озвучим особенности сектора и типа «F».

 

Общие характеристики верхнего левого сектора.

Направленность обеих функций на мир, невключенное наблюдение, позиция наблюдателя определяет воспринимающее событие, целое определяет адекватность детали, и детали определяют адекватность целого. Исследователь ищет общую причину, стоящую за объективными и субъективными фактами, исследует ситуацию, стремясь понять ее суть и возможные исходы. Доминирует теоретический синтез на основе общей причины.

 

Характеристики типа «F».

Восприятие: беспристрастный наблюдатель, восприятие синтетическое, целое доминирует над отдельными качествами и частями. Интуитивно схватывается общее настроение и положение дел. Конкретная детализация уже направляется мышлением. Оценочность восприятия ориентирована на перспективность: что с данной ситуацией можно сделать. Позитивные оценки преобладают над негативными.

Мышление: мысль направляется восприятием и памятью, предвосхищая события. Психологизм, интерес к нюансам и настроениям других людей или событий. Постоянные ходы с целью проверки своих гипотез.

Ценностно-мотивационная сфера: самореализация, ценность познания мира и людей, ценность приобщения к трансцендентальным смыслам.

               Так как мы всегда исследуем неизвестное Нечто, моделирование которого может лишь описывать его в некоторых условиях, то, зная особенность автора данной системы, мы можем, в случае необходимости, проводить обратную операцию относительно развертывания автором своей системы [8]. Следовательно, из образа системы, который является преломлением информации через автора, мы можем получить прообраз, который не будет равносилен изначальной информации, но предварит акт отображения в систему автора.

Одним из вопросов влияния автора может быть тот уровень изначального масштаба и абстракции, в рамках которого он берет свои аксиомы. Псикосмология относится к теоретико-системным типологиям-космологиям. Гипотезы, которые были положены в основу типологии, сопоставлялись с категориями масштабов бытия, а для человека являлись врожденными свойствами. При этом такие масштабные аксиомы поэтапно нашли адекватное отображение в структуре рациональности-иррациональности, направленностях на «мир» и «Я» человека.

Поскольку это свойственно типу «F», предполагается, что законы, которые описываются в модели, возможно, являются инвариантами космического масштаба. А остальное уже разворачивается внутри модели как детализация, к примеру, особенности развития каждого из типов.

«В человеке есть общее – то, что общее у всех людей, типологическое – врожденные качества, особенности познания мира, индивидуальное – то, что ему лично присуще (темперамент, личный опыт и т.д.)» [3].

Видна первичность «горизонтально-типологической» основы по сравнению с другими возможными компонентами реальности. Однако исследователи "вертикально-динамических" типологий как раз предполагают первичность некоторых уровней-стадий, а уже чисто типологические аспекты и особенности прохождения разными типами этих «этажей» - для них важная, но часто вторичная детализация.

               Действительно, качественно выделенная пара оснований, которая дает нам четыре сектора и шестнадцать типов, выверена с научной точностью. Но вот вопросы универсальности космического закона, независимость и устойчивость к средовым и другим влияниям, возможно, еще не раз будут исследованы.

               В том числе именно поэтому типология предполагает возможность разворачивания разных типов для любого человека либо в рамках одного типа, либо при помощи появления распределенного типа, содержащего в той или иной мере все остальные. В одной из интерпретаций своей модели автор предлагала вариант более сложного построения модели с вложенностью-проявленностью разных типов в одном (наподобие «матрешек»).

               Вышеописанные и многие другие особенности типа самого автора можно наблюдать в изложении системы. А так как в дальнейшем над данной типологией работал уже коллектив авторов, то происходило сглаживание этих особенностей. По мере дальнейшей работы и исследований разных людей возможна не только детализация элементов, но даже трансформация в иные формы изначальной модели. Это может произойти и без отказа от текущих положений, но с добавлением новых и/или переосмысления в новых ключах. Таким образом, сохранив весь наработанный багаж и идеи, типология «Псикосмология» может открыть для себя новые аспекты и горизонты для исследований.

 

2 Дихотомии в модели

Модель псикосмологии построена на паре дихотомий: рациональное-иррациональное и направленность на «мир» и на «Я». Стоит заметить, что это именно бинарные дихотомии, а не непрерывные функции, это особенность системы. Работа исключительно с качественными дихотомиями, с одной стороны, помогает навести четкость, а с другой привносит достаточно сильный элемент условности по сравнению с количественно-непрерывными характеристиками.

 

2.1 Дихотомия «На «мир» - на  «Я»

Вторая пара-направленность связана с положением наблюдателя, который размещен либо внутри самого человека, либо «вынесен на гору». Это как «взгляд из/через» и «взгляд на/с». Дихотомичность предполагает отсутствие переходных классов. И два других сектора в этом плане также не являются переходными компонентами в полной мере, так как оси системы независимы. И поэтому считается, что направленность на «Я» и положение наблюдателя внутри окрашивают субъективной значимостью и преломляет через субъективные фильтры, а направленность на «мир»  такого акцента не несет.

Возникает вопрос о содержании самого наблюдателя или точки взгляда: что это может быть? Если это дополнительная «сущность», то как она соотносится с главным предметом исследования в системе — с самим человеком? Предположительно, автор тут опирается на предзаданность некоторого космического масштаба, например, как представитель типа из сектора с двойной направленностью на «мир» (сектор E-EF-F). В этом случае мы можем говорить, что существует нечто отдельно или дополнительно по отношению к человеку — наблюдатель. Он задан аксиоматично, вынесен без особой детализации в системе. Некоторые аналогии, к примеру, можно поискать в буддийских тестах о телах-состояниях, среди которых есть такие категории, как «наблюдатель» и «недвойственность».

Если же мы предполагаем, что «наблюдатель-направленность» — это часть самих людей, которые и рассматриваются и классифицируются по типам в системе, то каким образом можно достигнуть этих крайних позиций полной зависимости от собственного «Я» и полной независимости соответственно? Это интересный и открытый вопрос.

Скорее всего, речь может идти не о некоторых предельных положениях преломления через «Я», а о склонностях субъективно или объективно окрашивать. Но тогда уже появляются дополнительные положения в системе с градацией по данной шкале «объективно-субъективно», а не только крайние положения.

При всей понятности и очевидности направленности взглядов на «Я» и «мир» в психологическом ключе они остаются несколько неоднозначными. Поэтому они могут быть либо вынесены полностью в философско-аксиоматическую составляющую типологии, либо должна быть указана более детализированная связь с аналогичными психологическими явлениями и подмоделями. Одной из наиболее вероятных аналогий такого типа может быть связка с категориями «индивидуальное-коллективное», где индивидуальное будет коррелировать с направленностью на «Я», проблемами и задачами, связанными с «Я». А коллективное/общее станет коррелировать с направленностью на  «мир», где речь идет уже о чем-то, превышающем значимость индивидуальных задач, среди которых могут быть «мировые вопросы». В этом случае не будет абстрактного позиционирования направленности на мир как идеальной позиции, и возможно введение шкалы вместо бинарной дихотомии.

 

2.2 Дихотомия «рациональное-иррациональное»

Обратимся к первой паре «рациональное-иррациональное». В теории к типологии подробно расписаны возможные интерпретации данной пары, приведены примеры и аналогии с другими моделями, сделан обобщающий вывод - что можно отнести к рациональному, а что к иррациональному.

Ситуация выглядит таким образом, что некоторое многообразие функций познания человека предлагается распределить на два больших класса, обозначенных выше, и отношение между ними будет представлено в режиме «или...или». Действительно, псикосмология предлагает даже более гибкий взгляд на данные вопросы, чем типологии, построенные на идеях Юнга, где сам тип может быть либо рациональным, либо иррациональным, хотя и содержит оба вида функций. И главным основанием разделения на две группы в псикосмологии служит осознаваемость (или неосознаваемость) процессов.

Насколько удается не только в теории, но и на практике, и во всем многообразии эмпирического проявления функций людей достичь четкости по данному критерию? Всегда ли мыслительный процесс осознаваем? И наоборот: всегда ли чувственно-интуитивный процесс неосознаваем? Посмотрим на этот вопрос с точки зрения изменений в ходе развития психологических функций в человеке. Этим занимаются динамические «вертикальные» системы. В книгах Кена Уилбера, который объединил многие из таких систем в рамках своей интегральной психологии, можно ознакомиться как с множествами отдельных элементов подобных систем, так и общими мета-системными принципами построения подхода AQAL К.Уилбера [6].

Согласно разным «вертикальным» типологиям, идея о неосознаваемости чувственного и рассмотрения чувственно-иррационального именно в таком ключе будет свойственна лишь на определенных этапах развития. На других этажах же ситуация может изменяться. Как показывает в своих исследованиях создательница системы развития самости С.Кук-Гройтер [2], которая опирается на работы Дж.Левинджер, по мере развития и усложнения самости (эта категория отличается от понимания ее Юнгом), отношение к психическим компонентам, составляющим саму самость, может меняться. То, что на определенном этапе было неосознаваемым, может стать даже доминантой осознавания, и само мышление претерпевает изменения в сторону консолидации с неосознаваемым.

Если исходить из взаимодействия типологического («горизонтально» и «вертикально»), может оказаться, что не получится однозначно разводить иррациональное и рациональное по фиксированным основаниям, таким как осознаваемость. Хотя некоторый приоритет функций к одному или другому классу будет сохраняться (скорее всего, в силу специфики самого человека как вида). Можно ли говорить о раздельных компонентах и осях в этом случае, и как поступить?

Имеется многообразие свойств и функций человека, с помощью которых он познает мир. В каждый момент развития человека (а значит, и этих функций) они являются сложносоставными образованиями, следовательно, могут быть недискретно распределены в рационально-иррациональном поле. То есть вместо двух четких осей появляется дополнительно все поле системы координат. И там уже можно будет находить индивидуальные отличия, связанные с развитием различных компонентов, хотя бы в ключе их тяготения и миграции между двумя полюсами в виде изменения в распределении.

Итак, сейчас мы абстрагируемся от аспектов направленности на «мир» и «Я» и имеем две оси (или полуоси, так как у них еще нет полюсов). Между этими осями (вне зависимости от их со-расположения) возможно распределение функций и систем человека, где крайними позициями будут рациональное и иррациональное. Это уже двухмерная система координат.

В случае добавления направленностей на «мир» и на «Я» двухмерная система координат взаимодействует с другой двухмерной (если ее развернуть по аналогии с вышеупомянутой осью). То есть каждая точка плоскости одной системы координат разворачивается во взаимодействии с каждой точкой плоскости другой системы координат. Получается не модель, состоящая из двух осей и 4 секторов, а пространственная система из двух плоскостей (поверхность второго порядка) с возможностью распределения не только на бинарных противоположностях.

Это более сложная модель, но она открывает новые возможности и перспективы в интеграции «горизонтально-вертикальных» взаимодействий, а также возможность отображения распределения признаков. Целесообразность ее введения может быть оправдана в силу расширения инструментария и решаемых типологией задач.

 

3 Оси модели

3.1 Взаиморасположение

 К вопросу рациональности-иррациональности можно обратиться и в другом ключе: каково взаимоотношение между двумя этими компонентами, как наиболее корректно будет их расположить относительно друг друга?

 Если они будут отображены в виде прямых, тогда возможны различные варианты взаиморасположения. Для простоты рассмотрим размещение двух прямых на плоскости. Значит, возможны случаи: параллельные прямые (и наложение прямых), пересекающиеся прямые (частный случай — перпендикулярные прямые).

 Чтобы не сводить все рассмотрение исключительно к математическим категориям, будем обращаться к содержанию тех аспектов, которые отображаются в виде математических конструкций.

 Итак, рациональное и иррациональное выступают как естественно присутствующие компоненты в человеке и его познании. Они присутствуют в каждом из людей и могут проявляться по-разному.

               Первый случай — они совпадают, это коллинеарные вектора; варианты — наложение векторов и параллельность векторов.

               Векторы a, b называются коллинеарными тогда и только тогда, когда существует некоторое X, при котором b=X*a. То есть один вектор может быть сведен к другому путем умножения на некоторое число. В случае параллельных прямых потребуется дополнительный перенос вектора (преобразование координат).

               Вариант наложения представляется вряд ли возможным, потому что при определенных условиях можно говорить о том, что функции могут быть распределены в рационально-иррациональном поле; однако сами категории рационально-иррационального разведены достаточно однозначно, к примеру, через осознаваемость-неосознаваемость.

               Единственным вариантом по расположению этих двух аспектов в виде наложения может быть философская идея о развитии как росте осознанности, когда все больше аспектов человека переходят из неосознанного состояния в осознанное. Тогда рационально-иррациональное в пределе может быть расположено как сумма векторов на одной прямой, и размер каждого из векторов будет индивидуально отличаться в зависимости от развития человека.

Вариант параллельных прямых возможен, когда между рациональным и иррациональным недопустимо никакое взаимодействие, и они не порождают общее поле. Однако эти компоненты находятся в постоянном взаимодействии - хотя бы на уровне ЦНС. Вариантом параллельного расположения может быть разная природа осознанного и неосознанного как непересекающихся сфер. Но и в этом случае можно говорить о переходах и преобразованиях, которые переводят из осознанного в неосознанное и обратно. Поэтому такой вариант малоприменим.

               Теперь обратимся к случаю пересечения векторов. На содержательном уровне это означает взаимодействие и взаимоотношение. Да, в случае с рациональностью-иррациональностью или осознанностью-неосознанностью это представляется именно так - как наиболее адекватный вариант. Рассмотрим, насколько мы можем говорить не просто о пересечении векторов, а об их ортогональности.

 Векторы a, b называются ортогональными тогда и только тогда, когда их скалярное произведение (a,b) = |a|*|b|*cos?, где ? – это угол между векторами. То есть вектора перпендикулярны, когда между ними угол в 90 градусов. Но обязателен ли прямой угол?

               Если мы в рамках типологии все остальные процессы отображаем через данные вектора (включая их направленность), то они считаются базисом.

               Два любых линейно независимых вектора на плоскости называются базисом. Или всякие N линейно независимые вектора в N-мерном пространстве называются базисом. И любой вектор этого пространства может быть единственным образом представлен в виде линейной комбинации базисных векторов, то есть разложен по базису.

               Два вектора независимы тогда и только тогда, когда они неколлинеарны.

               То есть два любых неколлинеарных вектора — это базис на плоскости. Как и в системе «Псикосмология». Они не обязательно должны быть ортогональны. Для ортогональности существует дополнительное условие. А ортогональный базис — это базис с условием ортогональности, что весьма непросто для доказательства в данной области.

               Кроме того, в модели системы задействована окружность единичного радиуса, а это говорит о том, что используется нормированный базис. Система векторов считается нормированной, если определена норма каждого элемента. В данном случае ее значение — единичное.

               Итак, можно сказать, что система «Псикосмология» в текущем ее виде может быть представлена в виде пересечения любых векторов (прямых), угол пересечения между которыми допускается любой. При некоторых условиях для удобства отображения он принимается равным 90 градусам.

 

3.2 Взаимоотношение осей

               Обратим внимание на вопрос соотношения модулей векторов в типологии.  Рассмотрим, от каких условий зависит моделирование при нормированности. Речь идет о кривых второго порядка на плоскости. Так как для данной типологии свойственна все же замкнутая кривая, то можно говорить об окружности или эллипсе.

               Окружность — геометрическое место точек на плоскости, равноудаленных от одной, называемой центром.

               Эллипс — геометрическое место точек на плоскости, сумма расстояний от которых до двух данных точек, называемых фокусами, остается постоянной.

У эллипса, в отличие от окружности, оси различаются своими абсолютными значениями, они не равны. Поэтому когда мы говорим о системе с пересекающимися векторами, нам нужно установить не только угол между ними, но и соотношение осей. Насколько равномощны проявления рационального и иррационального в человеке? Или: насколько шкалы рационального и иррационального могут быть сопоставимы для детализации?

Если мы говорим о расположении типов только на окружности, то некоторые из этих вопросов не имеют большого значения, так как внутренняя часть остается «пустой». Однако даже при этом можно исследовать соотношение двух этих компонентов по разным психологическим концепциям. В большинстве из них взаимоотношения не установлены четко, но и нигде не сказано, что они по какому-то критерию могут быть равны. А это нас приводит к случаю с эллипсом вместо окружности в общем виде.

Со стороны шкалирования осей можно принять гипотезу, что бессознательная область гораздо больше по объему, но менее исследована и менее доступна для непосредственного изучения. Сознательная же область хоть и меньше по объему, зато детализирована значительно больше.

Таким образом, в самом общем виде модель псикосмологии может быть представлена в виде косоугольного эллипса, а для удобства построений можно сделать допущение, что базис системы ортонормирован, и модель рассматривается в виде единичной окружности.

 

4 «Глубина» модели и непрерывность

4.1 Варианты модели из истории

 На данный момент модель псикосмологии представляет собой двухмерную систему с двумя осями. Однако в разное время модель трактовалась автором по-разному, поэтому обозначим некоторые из этих идей:

1)в виде трехмерного шара, форма шара может быть искажена социальным влиянием;

2)окружность, где значимым является лишь соотношение осей, дающих 8 секторов;

3)вложенность в каждый тип других иерархических типов (в виде «матрешки»);

4)шар с третьей осью «шизофрения-истерия»; здесь «каждый из типов мог в своих фантазиях уходить либо в сворачивание «Я» до его потери-взрыва, либо в экспансию «Я» на все окружение до потери-растворения. Центр оси – показатель близости к норме (реальности). Таким образом, модель приобрела вид сферы с тремя осями: рациональной, иррациональной и ирреальной» [3];

5)многомерное пространство, а через поверхность окружности с 12 базовыми типами проходят различные кривые распределения характеристик;

6)индивидуальность, выраженная максимально, размещала человека ближе к поверхности шара, люди «средне-никакие» находились в самом центре;

7)экстра-интроверсия — не черта или характеристика, а механизм перехода от внешнего к внутреннему.

               Можно увидеть различные попытки создать «глубину» модели, чтобы размещение типов было не только на окружности. Здесь и включенность типов друг в друга, и введение дополнительных осей, и соотношение с другими характеристиками, и глубина(вплоть до центра системы координат).

 

4.2 Координаты типа

               Положение типа на окружности может быть определено как положение точки в двухмерной системе координат, где она будет иметь значение и проекции на обеих осях. Соответственно, для иррациональных типов проекция на иррациональную ось Y будет больше, а на рациональную X - меньше, и наоборот.

               В псикосмологии используются единичная (нормированная) система координат и окружность, с ней связанная. Это говорит о том, что сумма длин проекций на две оси для любого типа остается постоянной. Действительно, как только увеличивается проекция на одну ось, она тут же уменьшается на другую, достигая условного равенства в смежных типах с равенством рационально-иррациональных компонентов.

               В свою очередь, такой элемент модели показывает либо ограниченную «мощность» совокупных процессов, исследуемых в системе (а значит, и в субъекте исследования), либо делает акцент на соотношении двух параметров, отображаемых по осям. В случае псикосмологии — это второй вариант.

               В каждом квадранте возможны 3 типологические позиции. Важность соотношений двух факторов дает шкалу отношений. Кроме того, в отличие от всей двухмерной плоскости координат, здесь задействуется только окружность единичного радиуса, которая и ограничивает плоскость. Отсутствие типов, располагающихся на осях или максимально близко к ним, может говорить об отсутствии нуля в используемых шкалах.

               Из двухмерной системы координат можно выделить Декартову прямоугольную и полярную. В первой размещена система «Псикосмология». Но есть особенность этого размещения: используется не вся плоскость, а только окружность. Это двухмерная конструкция с ограничениями.

               Полярная система координат представляет собой точку отсчета и  проведенный из нее луч. Любая точка в такой системе координат характеризуется длиной луча, построенного из начала координат, и углом между построенным лучом и координатной осью, то есть это длина луча и угол его наклона.

               В случае окружности длина луча нормирована и равна единице, следовательно, остается только одна координата — угол наклона, которая может изменяться от 0 до 360 градусов. И тип «зависит» только от угла наклона. То есть двухмерная система координат, в которой работает псикосмология, достаточным образом описывается одномерной системой с углом наклона или полярной с длиной луча, всегда равной единице.

               Подобное понимание позволяет проще отображать графически и понимать соотношение типов в целом в системе, а не только в рамках сектора и между секторами.

 

4.3.Разметка окружности

               Рассмотрим то, что происходит на дуге окружности в любом из секторов, как получаются и размещаются типы. Каждый человек в обязательном порядке обладает рациональной и иррациональной функциями, и это значит, что координаты обеих осей влияют на расположение на окружности (или, как мы выяснили, можно обойтись углом наклона).

               Из аксиом типологии следует, что оси имеют два полюса направленности -  на «Я» и на «мир»; то есть на оси есть всего 2 значения — максимально крайние позиции или «удаленно крайние» позиции. По правилам Декартовой системы координат, они никак не могут создать точку на окружности, так как внутри окружности пусто. Одним из вариантов решения этого вопроса является введение полярной системы координат.

               На данный момент для отображения в системе «Псикосмология» условно используется такое представление: чем ближе тип к одной из осей, тем более выражена в ней эта компонента. Получается, что расположение типов в секторе достаточно условно (всего 3 позиции: две крайние и одна срединная) и не связано напрямую с началом системы координат.

               Для использования шкалы интервалов необходимо иметь возможность градуировать всю единичную поверхность окружности. Дополнительно можно говорить о внутреннем пространстве плоскости координат, которое ограничено этой окружностью. Все это приведет к тому, что сама окружность как нормировочный механизм отношений будет дополнена другими модельными конструкциями.

               Сейчас тип — это соотношение рационально-иррационального, а также выбор сектора (угла наклона). Это говорит о качественном разделении по признакам. Если мы сохраняем угол как координату, но вводим больше значений на окружности, то получаем возможность перейти к измеряемым категориям, а также расширить спектр или окрестности текущих типов.

 

4.4 Пространство системы

               Позиция в центре системы координат псикосмологии чрезвычайно интересна. В рамках типов она не используется (там не размещены никакие из типов, нет их и в положении, когда одна из координат равна  нулю). Но возможно размещение срединных или других показателей в центре системы. Некоторые идеи были высказаны самим автором псикосмологии.

               Одним из вариантов заполнения пространства внутри окружности может быть вложение в глубину (наподобие «матрешки») проявленностей других типов в данном. Тогда пространство внутри типа содержит предположительно все другие сектора окружности с признаками проявленности при каких-то условиях, а также взаимосвязь с главным типом на внешней, единичной окружности.

               Другим вариантом будет искажение нормированной окружности социальной средой, то есть специфика среды определяет выраженность типов и особенность их проявлений. В этом случае типологическая система, описывающая прежде всего человека (один фактор), могла расшириться в модель «человек-среда» (два фактора). Это потребует дополнительных кросс-факторных исследований.

               Следующим вариантом может быть многоаспектное пространство, в котором, помимо выделяемых в модели аспектов, могут присутствовать и все другие, присущие человеку. То есть через модель с единичной окружностью могут проходить кривые распределения других характеристик. При этом условия и способ прохождения этих кривых будут определяться именно особенностями взаимодействия, проявления и взаимосвязи характеристик с типами системы. Это уже сложная задача на перспективу.

               Еще один возможный вариант -  использование пространства между центром и окружностью как зоны выраженности индивидуальности. К примеру, чем более проявлена индивидуальность в своих особенностях, тем ближе она находится к поверхности окружности. Или чем более «типично-усредненными» особенностями характеризуется данный субъект, тем ближе он к центру.

               Скорее всего, в этом случае речь может идти не о «лучше-хуже», а именно об особенностях распределения. Причем тут возможны как минимум три варианта исследования и отображения распределений:

1)в рамках каждого конкретного типа — в этом случае выделяется 1/12 окружности в виде сектора, и в каждой из них условия расположения «на глубину» будут разные;

2)в рамках каждого сектора — выделяется ? окружности в виде сектора, и условия будут разные в каждом секторе. Однако в этом случае нужно показать критерий общности не только сектора, но и общности распределений «выраженности индивидуальности» в рамках сектора, которые будут уже кросстиповыми;

3)случай с общим критерием, который един для всех секторов окружности и типов. Тогда можно говорить о сравнении всех распределений друг с другом и о соотнесении с глубиной по каким-то характерным для всех типов и секторов качествам. В таком варианте исследователь может столкнуться с несводимостью или большой разницей особенностей профилей всех секторов и типов; тогда получение адекватных результатов общих критериев «глубины» будет сложным, или данный результат окажется несильно выраженным в общемодельном поле.

 

4.5 Кластеризация

               Рассмотрим другие возможные варианты, которые не упомянуты у автора типологии Нагибиной Н.Л.

               1. Использование внутреннего пространства модели для дополнительных типов с учетом глубокой дифференциации и изменения условий отображения модели.

               2. Переход от угловых (нормированных) представлений к абсолютно-относительным, выражающим не только соотношение двух аспектов-осей, но и их силу проявленности. В этом случае некоторая точка типа может быть расположена в любом месте круга, ограниченном некоторой фигурой (окружностью, эллипсом и т.д.). А ее координатами действительно станут проекции на обе оси. И абсолютные значения этих координат будут показывать силу проявленности рационально-иррациональных аспектов, а также их соотношение.

               Отличием от текущего представления модели в этом случае будет ненормированность, а значит, нетождественность, к примеру, отношений проявленности 2 к 1, 4 к 2 или 8 к 4. В этом случае соотношение рационального и иррационального сохранится при разной силе их проявленности.

               Такой подход может добавить дополнительную дифференциацию, которая отображается количественно, но на самом деле заключает в себе качественное содержание. Ведь в рамках всех 12 типов (или в пределах 3 типов в каждом секторе) только «срединные» говорят о некоторой соразмерности компонент, остальные отображают достаточно обширные области, где разброс этих соотношений рационального и иррационального (с учетом особенностей сектора) может быть весьма высоким.

               В пределе речь может пойти о полностью непрерывной модели, охватывающей все пространство, ограниченное фигурой. Но если мы говорим о типологии как о дискретном дифференциальном инструменте, то все равно стоит сохранить (и, возможно, расширить) ограниченное количество типов. В этом случае можно говорить о кластеризации.

               3. Кластеризация наряду с факторизацией. То есть в текущем варианте псикосмологии речь идет о двух компонентах — рациональной и иррациональной, а также о направленности на «мир» и на  «Я», и их можно рассматривать как факторы, с помощью которых описывается многообразие человеческих типов. И с учетом вышеописанных предложений поле для классификации получает гораздо больше инструментов, а также расширяются возможности для отображения.

               В этом случае можно говорить о наиболее устойчивых и наиболее часто встречающихся конфигурациях соотношения различных факторов — о дополнительной кластеризации. Текущая модель типологии тоже представляет собой результат кластеризации, когда предполагается, что наиболее выраженными и качественно отличающимися будут типы людей, группирующиеся в кластеры, которые описаны в псикосмологии.

               В дальнейшем количество кластеров может увеличиваться. Выделяя и производя их систематизацию, многообразие кластеров можно свести к очередной стройной типологической системе. Такой подход ( с использованием метода расширения системного поля модели) способен раскрыть перед нами новые перспективы и возможности.

Скачать как

bottom of page